Венесуэла начинает развитие ядерной программы

Венесуэла начинает развитие ядерной программы

13 Фев 2010, Алексей Скобкин   

 

Iran_Peace

 

Поздравив Иранскую республику с 31-годовщиной Исламской революции, Президент Венесуэлы Уго Чавес подтвердил решение о начале развития ядерной энергетики в мирных целях, на что имеет право как суверенное государство, как считает он.

 

По словам президента, уже работают подразделения Комитета, назначенного для изучения первых шагов в этой теме. Он также предупредил, что по мере развития отрасли будут появляться нападки со стороны США, как это сейчас случилось с Ираном. Когда мы начнем развивать ядерную энергетику, США соответственно будет утверждать: «Чавес создает атомную бомбу», заявил президент во время первого заседания съезда Единой Социалистической партии Венесуэлы. Заверив также, что Венесуэла не нуждается в оружии массового уничтожения.

В выступлении он подчеркнул право Ирана на использование этой энергии в мирных целях.

chavezВенесуэла прекрасно понимает борьбу Ирана, потому что это борьба за суверенитет. Мы не должны соглашаться с претензиями империализма США, намерение которого состоит в предотвращении экономического и энергетического развития в Иране, предупредил он.

Чавес поздравил иранского президента Махмуда Ахмадинежада с 31-й годовщиной победы Исламской революции и пожелал демократического развития «мирного атома».

Справка LibyMax:

Венесуэльский президент Уго Чавес говорил о развитии ядерной программы, по крайней мере, с мая 2005 года, но мало кто принял это всерьез. Аргентина и Бразилия, по большей части, отвергли его просьбы о сотрудничестве в ядерной области. Однако недавние сигналы интересов России и Франции могут указать на возможность ядерного экспорта в Венесуэлу. Однако, все ядерные поставщики должны проявлять осторожность, пока Чавес увековечивает свою антагонистическую роль в регионе, вопреки международным нормам и, в частности, усилиями развивать более тесные венесуэльско-иранские отношения.

В сентябре 2008 года Россия предложила строить ядерные реакторы в Венесуэле, и эти две страны создали рабочую группу. Российская компания «Атомстройэкспорт», строящая АЭС в Бушере в Иране, подтвердила свое участие в переговорах по ядерному соглашению о сотрудничестве с Венесуэлой.  Два месяца спустя, визит президента РФ Дмитрия Медведева в Каракас, в результате которого было подписано русско-венесуэльское рамочное соглашение о «Сотрудничестве в области термоядерного синтеза, безопасности ядерных установок, радиационных источников, а также проектирование, разработку, строительство, эксплуатацию и вывод из эксплуатации исследовательских реакторов и атомных электростанций». Продолжение Российско-венесуэльских переговоров могут привести к реальным проектам, и тогда Венесуэла может позволить себе строить новые реакторы, которые будут исчисляться миллиардами долларов. Франция также выразила готовность помочь Венесуэле развивать ядерную энергетику, хотя имеются некоторые дополнительные нюансы в предложениях французов.

Венесуэла со своими ядерными амбициями может осложнить и без того напряженную ситуацию в мире. Чавеса поддерживают Революционные вооруженные силы Колумбии (Революционные вооруженные силы Колумбии, или «FARC»), которых США и Европейский союз считают в качестве террористической организации. При правлении Чавеса, Венесуэла резко увеличила расходы на вооружение, в том числе 4,4 млрд. долл. США потраченных на оружие из России в течение последних четырех лет и $ 1 млрд. кредита для финансирования программ для «военно-технического сотрудничества». И наконец, Чавес заявил на весь мир своим желанием вовлечь Иран в развитие ядерной программы Венесуэлы, тем самым выставляя Иран как потенциальное государство-поставщика ядерного топлива.

Нераспространение полномочий.

На бумаге, полномочия Венесуэлы о нераспространении ядерного оружия являются положительными. Венесуэла подписала «Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке» (известный также как «Договор Тлателолко») в 1967 году и присоединилась к международному Договору нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1975 году. В 1994 году Венесуэла отказалась от своего единственного исследовательского ядерного реактора. Если Венесуэла всерьез хочет развивать мирную ядерную энергию, тут следует подчеркнуть ее основные обязательства путем принятия дополнительного протокола, такого как присоединение к международной «Конвенции о ядерной безопасности», к «Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб» и «Конвенции о физической защите ядерного материала».

Чили и Перу, которые имеют свои исследовательские реакторы, уже присоединились к этим и другим договорам, а также ратифицировавших своими соглашениям о гарантиях с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Венесуэла должна сделать то же самое. Из трех латиноамериканских стран с ядерными программами – Аргентина, Бразилия и Мексика – только Мексика подписала все необходимые протоколы и конвенции, но все три страны являются участниками «МАГАТЭ», которое являет собой многосторонние соглашения в областях ядерной безопасности, надежности и ответственности.

Возможности и реалии

В Венесуэле нет ядерной инфраструктуры, а лишь один Научно-исследовательский институт. Страна имеет один известный исследовательский реактор, «RV-1» ( мощностью 3 МВт), который был приобретен в США у компании «General Electric» в 1956 году и затем закрыт в 1994 году. Прошлое техническое сотрудничество между Венесуэлой и МАГАТЭ, является минимальным. Совсем недавно, в 2007 году, департамент МАГАТЭ по техническому сотрудничеству одобрил проект в Венесуэле по развитию человеческих ресурсов и общей помощи в области использования ядерной науки и техники.

Бывшие должностные лица Венесуэлы подсчитали, что Венесуэла может иметь около 50000 тонн урана, хотя эта сумма не была официально подтверждена. Венесуэла в настоящее время не имеет своего урана, но намечающееся сотрудничество с Ираном в стратегических полезных ископаемых породило слухи, что Венесуэла может заняться добычей урана для Ирана.

Благие намерения

Во многих странах Латинской Америки добыча электроэнергии почти целиком зависит от гидроэлектростанций. Венесуэла на гидроэлектростанциях имеет около 75 процентов от общего производства электроэнергии, а остальные 25 процентов получают от использования природного газа, нефти и дизельного топлива. (Для сравнения, Бразилия зависит от гидроэлектроэнергии до 84 процентов от общей выработки электроэнергии.)  Венесуэла потребляет около 90% всего экспорта и около одной трети валового внутреннего продукта. Государственная венесуэльская нефтяная корпорация «Петролеос де Венесуэла, С.А.» (PDVSA) является третьим по величине в мире по запасам нефти компанией и владеет крупнейшими месторождениями нефти в Западном полушарии. Дальнейшим развитием «мирного атома» и начало выработки ядерной энергии высвободит часть Венесуэльской нефти и газа, который сейчас используется для производства электроэнергии.

Венесуэла может быть заинтересована в использовании малых ядерных электростанций в нефтяном секторе. В октябре 2005 года делегация Венесуэлы «PDVSA» в Аргентине подписала договор о намерении добиваться широкого диапазона сотрудничества в проектах в области энергетики, включая установку небольшого аргентинского реактора «CaReM» (модульные элементы в центральной части Аргентины в Ориноко (Венесуэла). Реактор будет использован для производства высокотемпературных паров, которые могут вводиться в землю для разжижения тяжелой нефти. Однако, реактор «CaReM» все еще находится в стадии разработки.

nuclear_power_plant

Венесуэльские намерения в отношении сотрудничества с Бразилией выглядят мрачнее. Бразильские чиновники полагают, что Венесуэла стремится к получению ядерной технологии от Бразилии в период с мая по октябрь 2005 года, однако эксперты полагают, что сделка была бы рискованной для Бразилии благодаря поддержке Ирана Чавесом и возможного участия в иранских ядерных планах Венесуэлы. Бразилия не разрабатывает и не производит ядерные реакторы и пока неясно, зачем Венесуэле «ядерные технологии» Бразилии. Эдсон Курамото, президент Бразильской ассоциации ядерной энергетики заявил, что Венесуэла хочет «купить технологию», а не «полностью сотрудничать», поскольку » сильно отстает от Бразилии в плане исследования в ядерной области».  Директор бразильской Национальной комиссии по ядерной энергии (НКЯЭ) Одаир Гонсалес  рассматривает только ядерную медицину, как единственную область для сотрудничества с Венесуэлой.

Ядерная иллюзия?

Венесуэла может оказаться на пути к обеспечению ядерным топливом другие страны и стать серьезным поставщиком, а строительство АЭС является «не само собой разумеющееся». Ядерное сотрудничество с другими государствами является рамочными соглашениями и не гарантирует экспорт ядерного топлива. С 2005 года более 30 неядерных государств заявили о своих планах строительства АЭС, также как и Венесуэла, этим государствам потребуется по меньшей мере 15 лет, чтобы разработать необходимую физическую и интеллектуальную инфраструктуру для работы первого ядерного реактора с надежным и безопасным уровнем работы и управления. Кроме того, АЭС стоят дорого (от $ 5 млрд. и $ 10 млрд.). Нынешний глобальный экономический кризис может усугубить и без того рекордные темпы инфляции (свыше 35%) в Венесуэле и спровоцировать сокращение социальных расходов. А также приведет к снижению цен на нефть в Венесуэле, что потенциально может привести к пресечению крупных капиталовложений, таких как инвестиции в новые ядерные электростанции.

Культивировать Стратегические альянсы

При Чавесе, Венесуэла поддерживает право Ирана на его ядерную программу без ограничений и помогает расширить иранские интересы в Латинской Америке. Венесуэльская торговля с Ираном выросла с примерно $ 1 млн. в 2004 году до более $ 50 млн. в 2006 г. Чавес лично помогал Ирану укрепить дипломатические и экономические связи в регионе, имея в посредничестве интродукции между президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом и лидерами Никарагуа, Боливии и Эквадора с начала 2007 года. С тех пор в Иране были созданы посольства Чили, Эквадора, Колумбии, Никарагуа, Уругвая, а также представительство Боливии. Кроме того, Венесуэла якобы пыталась тайно содействовать торговле оружием между Ираном и странами Латинской Америки, которая может представлять собой нарушение юридически обязательных резолюций Совета Безопасности ООН связанных с ядерной программой Ирана. В результате усилий Венесуэлы и других стран Латинской Америки, последовавших ее примеру, Иран был поддержан «Движением неприсоединения» к Генеральной Ассамблее ООН и другим международным форумам с целью сорвать импульс дальнейших международных экономических санкций.

Учитывая тесное сотрудничество Венесуэлы с Ираном, которое приведет к ядерному сотрудничеству Тегерана с правительством Чавеса, может создать тревожную ситуацию в ядерной программе Ирана и международных отношениях ряда стран Латинской Америки.