План мероприятий Госкорпорации "Росатом" по действиям в отношении Украины после 15 июля 2009 года

Все идет по плану. Российскому

Ольга Кошарная Зеркало недели 

Возврат старой-новой Конституции, местные выборы, "страсти по газу", 
"слияние" "Газпрома" и "Нафтогаза" с угрозой потери контроля над украинской 
газотранспортной системой интенсивно обсуждаются во всех украинских СМИ. А
происходящее ползучее полное "сливание" России ядерной энергетики и атомной
промышленности Украины как-то остается в тени.

 

Между тем прошел ровно год с момента публикации статьи "План "понуждения" к
сотрудничеству" ("ЗН" N38 от 10 октября 2009 года), в которой
рассматривался российский документ "План мероприятий Госкорпорации
"Росатом" по действиям в отношении Украины после 15 июля 2009 года при
неподписании долгосрочного контракта на поставку топлива после 2010 года".

 

Напомню, что "Росатом" сподобился на разработку вышеупомянутого "Плана
мероприятий...", преследуя главную цель: сохранить и приумножить свое
присутствие на украинском ядерном рынке, стать на нем абсолютным
монополистом на долгие годы. Для этого корпорации необходимо было решить
несколько принципиальных задач. Первая: подписать долгосрочный контракт на
поставку ядерного топлива для украинских АЭС после 2010 года с максимальным
объемом поставок, в идеале - на все действующие и будущие украинские
энергоблоки до окончания срока их эксплуатации. Вторая задача: добиться,
чтобы украинская сторона законтрактовала весь объем услуг по изотопному
обогащению урана для своих потребностей у российского поставщика. Третья:
завод по производству ядерного топлива на украинской территории должен быть
построен по российским технологиям.

 

И "Росатом" действовал все это время системно, "поэтапно, по отдельным
шагам", как завещал товарищ В.Путин г-ну С.Кириенко на личной встрече в мае
с.г., то есть точно в соответствии с "Планом...". Контракт на поставку
свежего ядерного топлива для украинских АЭС после 2010 года

 

На шестом заседании Комитета по вопросам экономического сотрудничества
Украинско-российской межгосударственной комиссии, которое состоялось в г.
Сочи 30 апреля 2010 года, было дано поручение Минтопэнерго Украины и ГК
"Росатом" подписать до 1 июня 2010-го контракт на поставку в период с 2011
года ядерного топлива для энергоблоков АЭС Украины. Что и было сделано НАЭК
"Энергоатом" и российской компанией ТВЭЛ. При этом детали относительно
срока действия контракта, объема поставок, финансовых условий украинскими
официальными лицами не сообщались под предлогом конфиденциальности.

"Энергоатом" только заверил, что контракт взаимовыгодный и не противоречит
законодательству. Замминистра топлива и энергетики Украины Н.Шумкова на
пресс-конференции в июне на вопрос журналистов о судьбе контракта с
Westinghousе в связи с подписанием контракта с россиянами сообщила, что
"НАЭК планирует четко выполнять свои международные обязательства по
контракту между Westinghousе и НАЭК "Энергоатом", подписанному в 2008
году".

 

Однако, невзирая на заключенный договор между украинской и российской
стороной о конфиденциальности условий контракта, руководитель ГК "Росатом"
С.Кириенко на встрече с премьер-министром РФ В.Путиным 9 июня 2010 года
доложил ему следующее: "Владимир Владимирович, второе поручение, которое
также было в рамках комитета в Сочи. Это топливный контракт, принципиально
важный для нас вопрос, поскольку Украина здесь - наш стратегический
партнер. Мы подписали топливный контракт, Владимир Владимирович, причем
подписали на бессрочной основе, то есть до конца срока службы энергоблоков,
потому что у нас был (до этого. - О.К.) десятилетний контракт. В этот раз
тоже обсуждалось - пятилетний, десятилетний... Считаю, что мы очень хорошее
решение нашли. Мы дали экономически выгодное условие для наших украинских
партнеров: за счет долгосрочности контракта они получили соответствующие
скидки, а мы получили гарантированную загрузку наших предприятий и такую
понятную перспективу на 15-20 лет вперед. Сколько будут работать эти блоки -
столько времени будет осуществляться поставка топлива по российским
технологиям. При этом мы идем по пути той самой локализации, когда наши
украинские партнеры получают долю в российских предприятиях, а мы получаем
долю в предприятиях Украины и таким образом создаем всю технологическую
цепочку. Этот контракт тоже подписан, Владимир Владимирович" (из
стенограммы начала встречи, опубликованной на сайте председателя
правительства РФ 9 июня 2010 года). На что В.Путин сказал: "Отлично,
хорошо! Поздравляю вас... Это тот редкий случай, когда одна сторона
довольна, считает, что полностью достигла тех целей, которые ставила перед
собой в начале пути, и вторая сторона тоже удовлетворена".

 

Если исходить из "Плана мероприятий...", то российская сторона еще год
назад была согласна на подписание долгосрочного контракта на поставки
топлива для 12 действующих энергоблоков украинских АЭС с 2011-го по 2020
год при условии, что Украина будет закупать весь объем услуг у РФ по
изотопному обогащению урана и РФ непременно будет участвовать в создании в
Украине производства ядерного топлива. Из слов руководителя "Росатома"
можно сделать вывод, что долгосрочный контракт на поставки ядерного топлива
в Украину распространяется на все 15 энергоблоков и на все время их
эксплуатации, в том числе и в случае продления срока их эксплуатации после
истечения проектного в 30 лет. Можно понять радость премьера России:
отличная работа. Цели не только достигнуты, но и перевыполнено
первоначальное задание - россияне считали за счастье контракт на 10 лет и
на 12 энергоблоков.

 

И еще. Об обмене долями в предприятиях РФ и Украины украинские официальные
лица ничего не сообщали. А С.Кириенко утверждает, что этот "контракт тоже
подписан". Сколько еще открытий чудных ждет украинцев в этой сфере, причем
открытия будут озвучиваться исключительно российской стороной, несмотря на
конфиденциальность, выгодную, прежде всего, как становится очевидным, нашим
чиновникам. Наверное, В.Путин имел в виду именно их "удовлетворенность"
теми целями, которые ставились в начале пути и были достигнуты второй
стороной. Изотопное обогащение урана для производства топлива для
украинских АЭС

 

5 октября 2010 года ГК "Ядерное топливо" стало, наконец, владельцем 10%
акций Международного центра по обогащению урана (МЦОУ, г.Ангарск, РФ).
Эпопея длилась почти два года. В ноябре 2008-го Кабмин Украины
соответствующим распоряжением принял решение присоединиться к деятельности
МЦОУ путем обмена нотами с правительствами РФ и Казахстана, государственные
компании которых являются акционерами этого центра (90 и 10% соответственно
на тот момент). В.Путин в начале февраля 2009 года издал соответствующее
распоряжение, а вот от Казахстана Украина ждала решения ровно год - до
декабря 2009-го.

Проект МЦОУ является по большей части политической инициативой, призванной
в глазах мирового сообщества продемонстрировать несомненное лидерство
России в реализации идей Международного агентства по ядерной энергии
(МАГАТЭ) по укреплению режима нераспространения ядерного оружия и созданию
инструментов для гарантированного доступа государств - членов этого
агентства, не имеющих на своей территории мощностей по изотопному
обогащению урана, к таким услугам под гарантии МАГАТЭ. Однако интересы
"Росатома", связанные с сохранением существующего монополизма на ядерном
рынке Украины, требовали "подвешенности" Украины по проекту МЦОУ, поэтому
Казахстан выполнил просьбу РФ придержать свое положительное решение до поры
до времени. И казахских коллег можно понять, ведь услуга за услугу...

Россия заинтересована в казахстанских месторождениях урана, поскольку его
производства на своей территории не хватает для удовлетворения потребностей
собственной ядерной энергетики и выполнения контрактных обязательств (в
2009 году произведено 4,624 тысячи тонн урана на предприятиях в России и
Казахстане, примерно около трети от ежегодной потребности). Казахстан же,
стремящийся изменить статус поставщика уранового сырья на статус поставщика
тепловыделяющих сборок, т.е. высокотехнологичной продукции, заинтересован в
получении услуг по изотопному обогащению урана. При этом следует отметить,
что первоначально на базе Ангарского завода было создано еще в 2006 году
российско-казахстанское совместное предприятие ЗАО "Центр обогащения урана"
с целью обогащения казахстанского урана (на год раньше МЦОУ).
Предполагалось, что будут вложены инвестиции в размере 2,5 млрд. долл. для
создания дополнительных новых мощностей в объеме 5 млн. единиц
разделительной работы (ЕРР) до 2015 года.

Однако концепция вдруг поменялась, и С.Кириенко сообщил В.Путину, что не
имеет смысла создавать новые мощности по изотопному обогащению, потому что
и существующих в России в избытке. И 5 июля 2010 года в Астане был подписан
документ между "Казатомпромом" и "Росатомом" о функционировании ЗАО "ЦОУ"
на базе успешно действующего Уральского электрохимического комбината (г.
Новоуральск, Свердловская обл.), который производит 40% продукции в сфере
изотопного обогащения урана в РФ. Известно, что Казахстан рассчитывает
получить в нем до 30% акций.

Ситуация беспрецедентная, поскольку в РФ действует федеральный закон "О
порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества,
имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности
государства". Этим законом устанавливаются ограничительные изъятия для
иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный
инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ,
имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности
государства. В статье 6 этого закона определены виды деятельности, имеющие
такое стратегическое значение для страны. Из 42 видов семь касаются
деятельности, связанной с ядерно-топливным циклом и ядерной энергетикой. А
изотопное обогащение урана - это вообще особая статья, самое стратегическое
из стратегических производств, потому что является технологией двойного
назначения (т.е. используется и для создания атомного оружия). Таким
образом, для Казахстана вынужденно сделают исключение, скорее всего, путем
принятия отдельного федерального закона или конкретной поправки к
вышеупомянутому закону.

Характерно, что это событие совпало с одобрением Антимонопольным ведомством
Казахстана сделки "Росатома" по приобретению канадской компании Uranium One
(второй по величине уранодобывающей компании Канады), основные активы
которой находятся в Казахстане, и разрешением выкупа этой компанией доли
российской компании "Атомредметзолото" (АРМЗ) в урановых рудниках Акбастау
и Заречное (совместные казахстанско-российские предприятия по добыче урана)
с целью увеличения доли АРМЗ с 17 до 51% в Uranium One. Альберт Рау, первый
вице-министр индустрии и новых технологий Казахстана, заявил: "Одним из
условий одобрения этой сделки является дорожная карта между "Росатомом" и
"Казатомпромом". И эти детали являются связанными, поскольку это единая
программа нашего сотрудничества с Россией в атомной сфере. Поэтому нельзя
рассматривать просто отдельную сделку вне общей программы обогащения урана,
переработки и вплоть до выхода готовой продукции, которой являются сборки
для атомных электростанций".

Эксперты в области ядерной энергетики и атомной промышленности, в том числе
казахстанские, уверены, что такое ценное приобретение РФ не смогла бы
осуществить, если бы не арест в мае 2008 года М.Джакишева, бывшего
руководителя "Казатомпром", который вывел свою компанию в лидеры добычи
урана в мире за десять лет (с 800 тонн уранового концентрата в 1998 году до
14 тыс. тонн в 2009-м). Многие из них связывают его арест с действиями
"компетентных" органов РФ, поскольку он очень жестко стоял на страже
национальных интересов Казахстана и мешал реализации российских интересов в
своей стране.

Выбор "Росатома" пал на Uranium One не случайно. Компания на протяжении
ряда лет демонстрировала хорошие производственные и финансовые результаты
(выручка компании в 2009 году составила 152 млн. долл., объем добычи - 1,3
тыс. тонн урана). Она обладает диверсифицированными активами,
расположенными в разных частях света (Казахстан, Австралия, США). Ресурсная
база Uranium One составляет свыше
150 тыс. тонн урана (по концентрату). У нее одни из лучших в отрасли
показатели запасов урана по себестоимости добычи, составляющей менее 40
долл. "Росатомом" же сформирована и реализуется стратегия диверсификации
минерально-сырьевой базы как по географии, так и по себестоимости
производства урана в соответствии с Энергетической стратегией РФ до 2030
года, принятой в ноябре 2009-го. Приоритетными направлениями развития стали
Казахстан, Африка, Австралия и, конечно, Украина со своим
Новоконстантиновским урановым месторождением, практически готовым к
эксплуатации.

Правда, по сообщению газеты Washington Times, в начале октября с.г. четыре
влиятельных конгрессмена-республиканца призвали министра финансов США
Т.Гайтнера заблокировать сделку по приобретению российской государственной
компанией "Атомредметзолото" американского предприятия по добыче урана
(урановая шахта Powder River Basin в штате Вайоминг), входящего в состав
Uranium One. Американские политики выражают озабоченность высоким уровнем
коррупции в энергетическом секторе российской экономики. Так что процесс с
оформлением приобретения канадской урановой компании АРМЗ еще не закончен.

8 октября 2010 года С.Кириенко заявил, что существуют украинско-российские
договоренности о создании еще одного совместного, уже коммерческого
предприятия по изотопному обогащению урана на российской территории по
образу российско-казахстанского ЗАО "ЦОУ". И стороны работают над этим
вопросом. То есть, скорее всего, Украине предложат выкупить некоторое
количество акций Уральского электрохимического комбината в рамках будущего
СП. Возникает естественный вопрос: "Мы уже купили 10% акций предприятия по
изотопному обогащению урана на территории РФ. Зачем нам еще покупать активы
аналогичных предприятий именно в РФ?"

Вот Россия стремится к диверсификации, например, своей сырьевой базы по
урану и делает все возможное в этом направлении, поскольку урана
собственной добычи ей не хватает. К тому же разведанные на территории РФ,
но еще не освоенные запасы урана имеют высокую себестоимость добычи (более
80 долл. за 1 кг концентрата урана). Также не будем забывать о том, что РФ
заинтересована в том, чтобы весь объем услуг по изотопному обогащению урана
Украина покупала только у нее, потому что объем этот очень внушителен в
денежном выражении (в стоимости готового топлива на изотопное обогащение
приходится около 37%).

Почему же Украина не стремится диверсифицировать источники по поставкам
услуг по изотопному обогащению урана? А ведь существуют реальные
возможности сделать это, причем с явной экономической выгодой.

Так, с 2005 года Бразилия на уровне руководства государственного
предприятия "Ядерная промышленность Бразилии" (INB) вносит предложения
украинской стороне по созданию украинско-бразильского межгосударственного
совместного предприятия по изотопному обогащению урана (по примеру уже
существующего СП в космической сфере). Идея состоит в том, чтобы объединить
бразильские технологии изотопного обогащения урана (которые, по оценкам
экспертов, в четыре раза дешевле и эффективнее по сравнению с существующими
в мире и защищены бразильским патентом) с украинскими материалами и
оборудованием. Объединение усилий с Украиной позволило бы увеличить объемы
производства ядерного топлива (которое Бразилия производит для собственных
нужд и на экспорт) и нарастить экспорт на рынки третьих стран (в Китай и
Республику Корея). Наивные бразильцы рассчитывали, что партнерство будет
воистину взаимовыгодным, поскольку Украина не является конкурентом Бразилии
в технологии изотопного обогащения, а напротив, сама должна быть
заинтересована в получении этой услуги по минимальным ценам. А они, в свою
очередь, заинтересованы в оборудовании, производимом в Украине для
энергетической отрасли.

В рамках подготовки официального визита президента Бразилии 30 ноября 2010
года накануне в Украину прибыл руководитель Национальной комиссии Бразилии
по атомной энергии г-н О.Гонзалес. Он провел ряд встреч, в том числе с
руководителями Минтопэнерго Украины. Бразильцы надеялись, что будет
подписан Меморандум с Минтопэнерго Украины о намерениях сотрудничества в
сфере изотопного обогащения урана путем создания совместного предприятия.
Однако источник, присутствовавший при переговорах, сообщил автору этих
строк, что представители Минтопэнерго практически прямо заявили бразильской
делегации, что по этому вопросу будут сотрудничать только с Россией.

Опять же в 2015 году выйдет на проектную мощность завод по изотопному
обогащению урана во Франции "Жорж Бесс-II" (Georges Besse-II, г.Трикастен)
номинальной производительностью 7,5 млн. единиц разделительной работы в год
с использованием центрифужной технологии, приобретенной французами у
европейского обогатительного концерна URENCO. В состав акционеров этого
завода входят, помимо группы AREVA, такие компании, как GDF Suez, Korea
Hydro&Nuclear Power Co. и совместное предприятие в составе японских Sojitz
и Kansai Electric Power Co. На долю четырех последних акционеров приходится
10%. Группа AREVA ожидает, что в обозримом будущем акционерами "Жорж Бесс-
II" могут стать еще две компании. Украина могла бы оказаться в числе этих
компаний, как это сделали корейцы и японцы. Если бы захотели украинские
чиновники.

Но в планы РФ не входит диверсификация Украиной покупки услуг по изотопному
обогащению урана на мировом рынке для потребностей своей ядерной
энергетики. Как выясняется, не входит она и в планы чиновников
Минтопэнерго, отвечающих за развитие ядерного комплекса. События с
бразильцами происходили еще до выборов президента Украины 2010 года.
Позволю себе оценочное суждение: руководство ядерной отраслью Украины,
оставшееся на своих постах и после
выборов, защищает национальные интересы РФ. Завод по производству ядерного
топлива в Украине. Скверный анекдот

Немного из истории вопроса. Еще в 1995 году было принято решение об
организации в Украине собственного производства ядерного топлива на том
основании, что 50% всей электроэнергии производится на украинских АЭС и
существует 100-процентная зависимость от поставок топлива из РФ. Была
утверждена отраслевая Комплексная программа создания элементов ядерно-
топливного цикла на 1995-2004 годы. И был объявлен тендер на поставки
ядерного топлива для украинских АЭС и создание производства ядерного
топлива в Украине. Участие в нем принимали компании ТВЭЛ (Россия),
Westinghouse і Combustion Engineering (США). Результаты конкурса стали
известны в 1996 году: победила
компания ТВЭЛ, выигравшая тендер без определения стоимости проекта создания
производства ядерного топлива, размера уставного фонда, долей будущего
совместного украинско-российского предприятия и без гарантий получения
кредита на реализацию проекта. Как говорят независимые эксперты, решение
было принято сугубо по политическим
мотивам.

Тендерные предложения компании Westinghouse содержали все упомянутые
параметры: доля Украины в уставном фонде СП - 57%, источник финансирования -
уставной фонд, кредит гарантировался на 5-8,5 года под 7,1-7,5% годовых с
отсрочкой платежей до начала производства ядерного топлива на заводе в
Украине. Начало производства тепловыделяющих сборок - 2001 год.

Несмотря на поручение КМУ создать украинско-российское СП по производству
ядерного топлива, договор о его создании так и не был подписан. Стороны не
смогли достичь компромисса и преодолеть разногласия. После чего РФ
предложила создать трехстороннее украинско-российско-казахстанское СП, но
не для создания производства ядерного топлива в Украине, а для организации
производства на базе предприятий трех государств. Украина должна была
производить тетрафторид циркония, комплектующие из циркония и нержавеющей
стали для ТВС; Казахстан - производить топливные таблетки из обогащенного
урана; РФ - перерабатывать тетрафторид циркония в циркониевый сплав,
изготавливать тепловыделяющие элементы и тепловыделяющие сборки.

При этом Украине было гарантировано со стороны правительства РФ, что цены
на обогащение будут неизменными с 1996 года. "УкрТВС" было создано в 2001
году, но до сегодняшнего времени так и не заработало в соответствии с
основным предназначением.

После принятия в 2006 году Энергетической стратегии Украины до 2030 года, в
которой диверсификация поставок ядерного топлива, в том числе путем
производства его на своей территории, была определена как одна из основных
задач, идея строительства завода опять возродилась. Активные события вокруг
завода развернулись в 2009 году. Во второй половине 2009-го на заседаниях
СНБОУ дважды обсуждался вопрос о необходимости проведения конкурса по
отбору технологии и партнеров для строительства завода по производству
ядерного топлива. В решениях СНБОУ (имеющих секретный гриф), как говорят
источники, знакомые с ними, частично определялись критерии и обязательные
условия для отбора потенциального кандидата. Одним из основных было
условие, что завод будет находиться в 100-процентной собственности Украины.

Под давлением СНБОУ Минтопэнерго Украины была создана "Межведомственная
конкурсная комиссия по проведению отбора технологии для создания в Украине
предприятия по изготовлению ядерного топлива для реакторных установок типа
ВВЭР-1000" (далее - Межведомственная конкурсная комиссия), которая 29
декабря 2009 года утвердила "Порядок проведения процедуры отбора на
конкурсной основе технологии изготовления ядерного топлива для реакторных
установок типа ВВЭР-1000" и "Методику оценки предложений участников
конкурса" протоколом заседания Межведомственной конкурсной комиссии от
29 декабря 2009 года. Документы не были обнародованы на сайте Минтопэнерго,
как, впрочем, и состав этой комиссии. Источники, знакомые с "Порядком..." и
"Методикой...", говорили о заложенных в них положениях, дающих конкурентные
преимущества российской компании ТВЭЛ. Конкурс обещали провести до 1 апреля
2010 года. Однако в феврале 2010-го действие "Порядка проведения конкурса"
было остановлено письмом секретаря СНБОУ на основании несоответствия
документа решениям СНБОУ.

Еще до объявления официальных итогов выборов кандидат в президенты Украины
В.Янукович заявил, что при поездке в Москву он будет обсуждать с
российскими коллегами вопрос строительства завода по производству топлива в
Украине. Протоколом шестого заседания Комитета по вопросам экономического
сотрудничества Украинско-российской межгосударственной комиссии от 30
апреля 2010 года Минтопэнерго Украины и ГК "Росатом" было предложено
"продолжить консультации по вопросу создания в Украине завода по
производству ядерного топлива". После же подписания долгосрочного контракта
на поставки ядерного топлива в Украину с 2011 года стало вдруг известно,
что конкурс на выбор технологии завода и партнера все-таки будет проведен
до 1 октября 2010-го. Была разработана новая редакция "Методики оценки
предложений участников конкурса по отбору технологии и партнера по
организации в Украине производства ядерного топлива" и срочно утверждена 18
июня. Документы на конкурс, как и ожидалось, подали российская компания
ТВЭЛ и японско-американская Westinghouse.

6 сентября 2010 года стало известно, что Межведомственная конкурсная
комиссия сделала выбор в пользу российской компании ТВЭЛ, а министр топлива
и энергетики Ю.Бойко только на основании рекомендаций Межведомственной
конкурсной комиссии срочно подписал письмо в адрес компании с этой
радостной новостью. Согласно процедуре, решение должно быть обнародовано на
сайте Кабмина Украины, что произошло только 22 сентября. Налицо превышение
полномочий министром. Однако в ситуации с данным "конкурсом" это не
единственная странность.

На самом деле был проведен не полноценный тендер (именно поэтому
происходящий выбор технологий для многострадального завода стыдливо
назывался "конкурсом", поскольку термин "тендер" в украинском
законодательстве предполагает другие процедуры, т.е. происходит явное
манипулирование понятиями), который обычно проходит в два этапа - оценка
технических предложений, а затем - ценовых параметров. Для оценки ценовых
параметров участников необходимо утвержденное технико-экономическое
обоснование проекта, которого не было. Упомянутая "Методика оценки..."
содержит среди обязательных условий требование относительно годовой ставки
по кредитам для финансирования проекта в размере 0,0%. Не правда ли,
странное требование? Какой банк даст кредит под 0%? Представитель компании
Westinghouse С.Меркулова сообщила, что ее компания не только сделала
украинскому правительству конкурентоспособное предложение, но и попыталась
получить для страны дешевое финансирование от международных кредиторов.
"Украинская сторона понимала, что кредиторы наверняка согласятся
финансировать такой проект. Однако наши переговоры с Минтопэнерго так и не
дошли до той стадии, на которой оно уже могло бы обращаться за кредитами", -
сказала она. И потом, международные кредиторы хоть и не высокий, но свой
процент берут. Так что шансов у Westinghouse изначально не было, а
"конкурс" был проведен для проформы.

Ну, и самое интересное. ГК "Ядерное топливо" на днях объявила тендер (! -
О.К.) на разработку ТЭО строительства завода по производству ядерного
топлива. Не удивлюсь, если победителем окажется компания ТВЭЛ, руководитель
которой еще до объявления тендера заявил, что на разработку ТЭО им
понадобится год. То есть ТЭО будет разрабатываться компанией, которая и
будет осуществлять проект. Как вы думаете, какую стоимость заинтересованная
сторона сама себе нарисует? Правильно, максимальную.

В кулуарах проведенного 23 сентября 2010 года в Киеве круглого стола,
посвященного атомной энергетике, удалось поговорить с украинскими
специалистами, которые помнят тендер 1995-1996 годов и в курсе текущей
ситуации. И все единодушно утверждали, что завод все равно не будет
построен, поскольку он невыгоден РФ. У них Новосибирский завод
химконцентратов, производящий ядерное топливо, не загружен.

А тут еще и руководитель "Казатомпрома" В.Школьник, родственник
руководителя российского АРМЗ В.Живова, в сентябре вдруг вспомнил о
существовании "УкрТВС"
и необходимости работать в рамках трехстороннего СП по производству
ядерного топлива для украинских АЭС. Наверняка, это не случайно,
а по просьбе россиян. Президент В.Янукович 13 октября 2010 года дал
поручение Минтопэнерго,
МИД и Госатомрегулирования Украины разработать совместно с Казахстаном и
Россией в первом полугодии 2011 года трехсторонний план сотрудничества по
добыче урана и производству ядерного топлива (урановых таблеток) для
атомных электростанций. "Поручение дано с целью обеспечения реализации
договоренностей, достигнутых в ходе официального визита в Украину
президента Казахстана", - сообщает его пресс-служба.

Получается интересная ситуация. Конкурс на строительство завода по
производству топлива в Украине выиграла компания ТВЭЛ на определенных
условиях. И на 27 октября запланировано подписание соглашения по его
строительству на территории Украины между ГК "Ядерное топливо" и российской
компанией ТВЭЛ. Мы что, и в рамках "УкрТВС" тоже будем производить топливо
для украинских АЭС? Не много ли будет? На мой взгляд, все эти шаги
направлены только на то, чтобы ни один из проектов не был реализован.
Попытки реанимации деятельности трехстороннего СП "УкрТВС", которое за
девять лет своего существования ничего не произвело (а доли в нем Украины,
РФ и Казахстана составляют по 33%), призваны исключительно запутать
ситуацию, чтобы на выходе Украина не получила ничего. На эту тему
прозвучали очень четкие сигналы. В том числе относительно срока подготовки
ТЭО - назван конец 2011 года, а по украинскому плану завод должен
заработать в 2013-м. Понятно, что в наших условиях, с учетом всевозможных
экспертиз и согласований, срок нереальный. И, уверена, санкции с украинской
стороны при невыполнении россиянами обязательств не последуют, как их не
было в 1996 году. Что ж, наступать на одни и те же грабли стало
традиционной украинской народной забавой.

Ну и в завершение поделюсь личными впечатлениями. Сияющий вид представителя
компании ТВЭЛ и работника российского посольства в Украине, которые также
участвовали в работе круглого стола, демонстрация ими абсолютной
уверенности являются еще одним доказательством того, что все у них идет по
плану и даже более чем по плану.

Американские политики написали письмо своему министру финансов с выражением
озабоченности по поводу высокого уровня коррупции в российской
энергетической сфере как основания для отказа в одобрении сделки по
приобретению российской АРМЗ американской шахты Powder River Basin,
входящей в Uranium One. Кому писать о своих опасениях в связи с не менее
высоким уровнем коррупции в ядерной сфере Украины?

Полагаю, что в ближайшее время С.Кириенко предстанет перед премьером
В.Путиным с очередным победным докладом о полном завоевании украинского
ядерного рынка по всем фронтам на долгие годы. Ну, здесь уже без ордена "За
заслуги перед отечеством" самой высокой степени он явно не обойдется. А
может, и нашим чиновникам российские ордена перепадут. За заслуги перед их
отечеством с личной пользой
для себя.

Агентство атомных новостей 2010.10.23 21:14

 

 

 

 

План мероприятий РОСАТОМА в случае не подписания Украиной договора на поставку топлива

 

План «понуждения» к сотрудничеству

 

«Мы хорошо понимаем свою ответственность за сохранение капитала сотрудничества, связывающего Россию и Украину. Именно поэтому мы стремимся действовать взвешенно и адекватно, ищем взаимоприемлемые подходы к решению общих задач».

Из выступления В.Путина на совместной пресс-конференции с премьер-министром Украины Ю.Тимошенко 29 апреля 2009 года

«ЗН» обратилось к теме украинско-российского сотрудничества в сфере ядерной энергетики и атомной промышленности по двум причинам.

Во-первых, 2 октября 2009 года не состоялось подписание контракта между НАЭК «Энергоатом» и российским ОАО «ТВЭЛ» на поставку ядерного топлива для украинских АЭС после 2011 года. Украинская делегация отменила свой визит в последний момент. Как сообщило агентство «Интерфакс-Украина», сославшись на свой источник в Кабмине Украины, стороны уже были готовы подписать документ в этот день в Москве. Но буквально в последний момент сроки заключения контракта были перенесены украинской стороной на ноябрьскую встречу премьеров Украины и России в рамках заседания Совета глав правительств стран СНГ в Ялте.

Во-вторых, в распоряжении редакции оказался уникальный документ под названием «План мероприятий Госкорпорации «Росатом» по действиям в отношении Украины после 15 июля 2009 года при неподписании долгосрочного контракта на поставку топлива после 2010 года», текст которого, мы в этом уверены, представляет интерес для украинской общественности.

События в этой сфере украинско-российского сотрудничества стали активно развиваться с весны. На пресс-конференции после завершения работы четвертого заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской межгосударственной комиссии 29 апреля 2009 года Юлия Тимошенко заявила, что достигнута договоренность о том, что до 15 июля «мы сформируем и представим для обсуждения долгосрочный контракт на десять лет, который включает полноценное, по всем направлениям, развитие сотрудничества в секторе ядерной электроэнергетики. Это важно потому, что Украина надеется, что будет совместно с Россией построен завод по производству ядерного топлива. Мы надеемся, что в ближайшей перспективе мы станем участниками международного центра по обогащению урана. И мы знаем, что Россия поддерживает нас в этих важных направлениях». Речь шла также и о совместном строительстве третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС.

Позже стало известно, что при заключении долгосрочного контракта на поставку ядерного топлива для АЭС Украины после 2011 года на 12 энергоблоков российская сторона поставила условие осуществления закупок украинской стороной начиная с 2011 года всего объема услуг по обогащению урана в России. В таком случае РФ готова была обеспечить свое участие в строительстве завода по фабрикации ядерного топлива в Украине. Предполагалось, что предприятие будет введено в эксплуатацию к сроку, необходимому для обеспечения первых топливных загрузок энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС, которые планируется запустить в 2015—2016 годах.

Судя по всему, российскую сторону устраивали эти договоренности с украинским премьер-министром, поэтому россияне стремились максимально быстро подписать документы и опасались, что к указанному в протоколе сроку событие может не произойти. Причины, как видит их российская сторона, изложены в следующей цитате из преамбулы к вышеуказанному «Плану…»:

«Перенос вопроса поставок ядерного топлива с уровня хозяйствующего субъекта в СНБО Украины, Администрацию Президента Украины и Кабинет Министров Украины не позволил досогласовать коммерческие условия долгосрочного контракта и выйти на его подписание.

Президент Украины В.А. Ющенко продолжает настаивать на диверсификации поставок ядерного топлива, а также требует принять меры по демонополизации украинского рынка российскими поставщиками.

Дело дошло до того, что российская сторона была обвинена в попытках захвата рынка Украины по изотопному обогащению урана, несмотря на то, что Премьер-министр Украины Ю.В. Тимошенко поставила свою подпись под Протоколом четвертого заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии.

Руководство ГП НАЭК «Энергоатом» неофициально заявляет о том, что долгосрочный контракт не будет подписан до 15 июля текущего года, директивы на подписание не будут предоставлены до окончания предвыборной кампании в Украине (17 января 2010 год), а послевыборные баталии могут внести очередную корректировку. Вряд ли можно рассчитывать на то, что работа над контрактом будет завершена раньше мая—июня следующего года».

А следующий отрывок текста призван показать вышестоящим органам РФ, какие усилия были приложены российскими переговорщиками для выполнения поручения своего премьер-министра о подписании документов в указанный в протоколе срок.

«В рамках многочисленных раундов переговоров российской стороной предлагались различные варианты компромиссных решений по досогласованию коммерческих условий долгосрочного контракта. В частности, было гарантировано ускоренное строительство завода по производству ядерного топлива в Украине при долгосрочной закупке российских топливных кассет для всех пятнадцати действующих украинских энергоблоков. ОАО «ТВЭЛ» не возражало против локализации в Украине производства топливного порошка и таблетки до 2020 года при замещении поставок американского топлива тепловыделяющими сборками завода. Исполнение обязательств по сооружению завода в Украине были готовы обеспечить правительственными гарантиями Российской Федерации в обмен на обязательства Украины по долгосрочной закупке российских услуг по обогащению урана».

Не могу удержаться от комментария по поводу того, что, несмотря на официальность документа и гриф «Для служебного пользования», в нем есть эмоциональная составляющая. Например, фраза, начинающая словами «Дело дошло до того (!), что российская сторона была обвинена в попытках захвата рынка Украины по изотопному обогащению урана…», говорит о многом. Ну просто негодование звучит из-за несправедливых обвинений.

А ведь на самом деле для Украины такая угроза существует, о чем пойдет речь дальше. Но можно понять и аргумент российской стороны о праведности их гнева, ведь «…Премьер-министр Украины Ю.В. Тимошенко поставила свою подпись под Протоколом четвертого заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии». Да-а-а, «сдали» россияне нашего премьера…

Протокольным языком ее согласие с требованиями россиян звучит не так эмоционально, но весьма убедительно. И потом, это же межправительственный документ — протокол четвертого заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-украинской межгосударственной комиссии от 29 апреля 2009 года, где в разделе «В области атомной энергетики и ядерных материалов» черным по белому написано: «Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» и Минтопэнерго Украины обеспечить заключение не позднее 15 июля 2009 года долгосрочного контракта на поставку ядерного топлива для АЭС Украины после 2010 года». А также: «Российская сторона, при условии заключения долгосрочного контракта на поставку ядерного топлива для АЭС Украины после 2010 года для 12 действующих в Украине энергоблоков и закупки украинской стороной в России, начиная с 2011 года, всего необходимого для АЭС Украины объема услуг по обогащению урана, обеспечит свое участие в создании в Украине производства ядерного топлива по российским технологиям к сроку, необходимому для первых топливных загрузок третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС.

Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Министерству топлива и энергетики Украины продолжить работу по проектам строительства АЭС на территории Украины, Российской Федерации и третьих стран.

До 1 ноября 2009 года подготовить проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в строительстве энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС на основе российского проекта реакторной установки типа ВВЭР-1000/В-392».

Перпендикулярность национальных интересов

Не секрет, что на ядерном рынке конкурентная борьба ведется как на уровне непосредственно фирм-производителей, так и на государственном. Причем государства-монополисты применяют не только экономические, но и политические рычаги давления, призванные укрепить положение собственных производителей. Россия в этом смысле не является исключением, хотя и регулярно обвиняет Украину в политизации вопроса обеспечения украинских АЭС ядерным топливом. Цитируемый «План мероприятий…» — яркая тому иллюстрация.

Примечательно то, что этот документ был разработан и утвержден до середины июня 2009 года, когда еще вовсю шли переговоры по параметрам будущего контракта. Обращаю внимание, что этот план мероприятий разработан не в отношении хозяйствующего субъекта НАЭК «Энергоатом», который должен подписывать контракт, а в отношении государства Украина. Такому системному подходу по отстаиванию своих национальных интересов остается только завидовать, поскольку сомневаюсь, что кому-то в Украине пришло бы в голову разрабатывать и утверждать план действий в отношении России в случае выдвижения ею разнообразных условий, связанных с этим контрактом. Да и как это, в принципе, можно осуществить в условиях перманентной предвыборной кампании и при разном понимании действующими президентом и премьером национальных интересов? Не говорю уж о том, что каждое следующее правительство в Украине, вернувшееся из оппозиции, считает своим святым долгом так подкорректировать Энергетическую стратегию Украины до 2030 года, чтобы она была удобна в использовании для бизнес-групп однопартийцев.

В чем заключаются национальные интересы РФ в этой сфере и на защиту чего направлены мероприятия упомянутого плана? Цитирую: «В этой связи действия Госкорпорации «Росатом» в отношении Украины после 15 июля 2009 года должны быть нацелены на:

1. Вытеснение Вестингауз с Украины и препятствие его возврата на рынок топлива ВВЭР.

2. Ограничение возможностей Украины по созданию резерва ядерного топлива за счет поставок в 2010 году.

3. Выбор Украиной российских технологий для строительства производства ядерного топлива.

4. Подписание долгосрочного контракта до 2020 года для фиксации рынка ядерного топлива Украины за российским поставщиком в объеме твердых обязательств не менее 12 энергоблоков.

5. Создание условий для невозможности прямых закупок ЕРР (единица разделительной работы — это количество усилий, которые необходимы для достижения установленной степени обогащения урана. Количество ЕРР напрямую зависит от объема энергии, потребляемой обогатительной установкой. — О.К.) через ОАО «Техснабэкспорт» — контрактация ЕРР только в рамках комплектных поставок топлива через ОАО «ТВЭЛ» или спотовые закупки ЕРР в составе ОУП через ОАО «МЦОУ», поставки через ОАО «Техснабэкспорт» только в крайнем случае.

Наиболее быстрое и эффективное решение задач может быть достигнуто за счет:

1. Проведения комплекса мероприятий с подключением политического ресурса России.

2. Выхода ОАО «ТВЭЛ» из переговорного процесса до перевода вопроса о подписании долгосрочного контракта в коммерческую плоскость и оказания дополнительного давления на Украину через активизацию сотрудничества с другими зарубежными партнерами и глобальными игроками на мировом рынке ядерного топлива.

3. Давления на украинскую сторону через коммерческие инструменты, включая вопрос об использовании при изготовлении ТВС природного урана украинского происхождения.

4. Скоординированной политики ДЗО ОАО «Атомэнергопром» по вопросам поставки в Украину комплектного топлива и его компонентов.

5. Публикации и тиражирования в украинских, российских и зарубежных СМИ комментариев экспертов и политиков о причинах очередного срыва сроков подписания долгосрочного контракта и документа о создании в Украине производства ядерного топлива».

Почему Украина так важна в этой сфере для РФ?

В Украине эксплуатируется 15 атомных энергоблоков советского дизайна типа ВВЭР. Это самый большой парк подобных реакторов за пределами России, которая, как известно, объявила себя преемницей СССР. Если в РФ эксплуатируются девять энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 и шесть реакторов типа ВВЭР-440, то в Украине ВВЭР-1000 насчитывается аж 13 штук плюс два энергоблока с реакторами типа ВВЭР-440. Как написано в отчете компании ТВЭЛ за прошлый год, ее выручка по итогам 2008 года за счет поставок ядерного топлива на АЭС Украины и Армении (там эксплуатируется всего лишь один энергоблок с реактором ВВЭ-440) составила 15 944 млн. руб. (34,4% общей выручки). Ровно столько же средств было получено от поставок на все российские АЭС с общим числом энергоблоков 31, включая реакторы другой конструкции. То есть при количестве энергоблоков, вдвое превышающем количество украинских, ОАО «ТВЭЛ» на внутрироссийском рынке получает такую же выручку за год, как от Украины.

Для иллюстрации значимости украинского рынка не лишним будет привести и некоторые другие цифры. Продажа ядерного топлива компанией ТВЭЛ на АЭС Восточной Европы и Литвы в 2008 году дала 21,2% выручки, АЭС Китая — 2,7, АЭС Индии — 5,7, АЭС Ирана — 1,7%. Если сравнить эти цифры, то получается, что Украина обеспечивает половину валютной выручки российского ТВЭЛа.

Понятно, что основная задача российской стороны — любым способом сохранить для себя огромный рынок ядерного топлива Украины, вытеснив конкурента — Westinghouse Electric Company, основным акционером которой является Toshiba. Как известно, компания Westinghouse весной 2008 года подписала контракт с НАЭК «Энергоатом» на пять лет (с 2011-го по 2016 год) на поставку ядерного топлива для трех реакторов ВВЭР-1000 Южно-Украинской АЭС.

В настоящее время доля Westinghouse на мировом рынке ядерного топлива составляет 26%, доля компании ТВЭЛ — 17. Так вот, ТВЭЛ ставит своей целью завоевать 30% мирового рынка ядерного топлива к 2030 году. Для ее достижения необходимо не только сохранить имеющиеся рынки, но и приумножить их с учетом планов, например, той же Украины по строительству новых атомных энергоблоков. Отсюда и намерения России создать такие условия, при которых Украина, выбрав российские технологии для завода по фабрикации ядерного топлива на своей территории, впоследствии строила бы только энергоблоки с реакторами российского производства. В этом случае российские компании практически навечно закрепляются в Украине, а мы попадаем в 100-процентную зависимость от российских технологий в ядерной энергетике как минимум до 2100 года. Монополизм же из-за отсутствия конкуренции приводит к диктату цен производителя, навязыванию невыгодных условий для потребителя товаров и услуг. И самое страшное, как мы убедились на примере «газовых войн», в случае политических осложнений между нашими странами монополист может «перекрыть кран», например, приостановить поставки ядерного топлива. И тогда наши атомные станции, производящие почти 50% электроэнергии в Украине, остановятся. Экономика страны рухнет, а украинские граждане вынуждены будут использовать опыт предков жизни при лучине.

Национальные интересы Украины в этой сфере внятно прописаны в Энергетической стратегии до 2030 года, утвержденной правительством весной 2006 года. Прежде всего, это избавление от 100-процентной зависимости от монопольного российского поставщика ядерного топлива на действующие украинские АЭС, то есть диверсификация источников поставок топлива. Чтобы достичь этой цели, в 2005 году был начат проект квалификации ядерного топлива производства компании Westinghouse (его опытно-промышленная эксплуатация) и подписан с ней коммерческий контракт в 2008 году.

Второе — диверсификация реакторных технологий для нового строительства ядерных энергоблоков в Украине, что подразумевает и использование для них топлива другой конструкции и другого поставщика. Для этого были начаты переговоры с крупнейшими поставщиками реакторных технологий — компаниями из Южной Кореи, Канады; с той же Westinghouse, французской AREVA.

Третье — создание элементов ядерно-топливного цикла для удовлетворения 100% потребностей своих АЭС в уране и циркониевых сплавах, необходимых для производства ядерного топлива с условием покупки услуг по изотопному обогащению урана на мировых рынках. Строительство на территории Украины завода для фабрикации ядерного топлива также рассматривается как путь к диверсификации источников поставок топлива.

Зная об этом, россияне предлагают: «При реализации Плана особое внимание должно быть обращено на то, что:

Долгосрочный контракт и противодействие сооружению в Украине завода по технологиям Westinghouse, вне зависимости от стратегии и тактики дальнейших действий, должны оставаться приоритетными задачами российской атомной отрасли в Украине. От их выполнения будет напрямую зависеть объем дальнейшего присутствия Госкорпорации «Росатом» на украинском и европейском рынках. В ином случае, ситуация будет позволять американской компании Westinghouse закрепиться в Украине, а также создать хороший плацдарм для возврата в Европу, где потери для российской атомной отрасли могут быть значительными».

Для расширения своих возможностей по доступу к услугам по обогащению урана правительство Украины приняло решение о присоединении к работе Международного центра по обогащению урана (МЦОУ) в российском Ангарске. Деятельность этого центра, как громко заявлялось российской стороной, будет осуществляться под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и гарантировать доступ стран-участниц к получению обогащенного урана, необходимого для производства ядерного топлива для своих АЭС.

Получается, что задача у РФ и Украины общая (см. эпиграф) только в одном — в отстаивании каждой собственных национальных интересов при развитии отечественных ядерной энергетики и атомно-промышленного комплекса. А вот интересы-то национальные при этом совсем не совпадают и даже во многом, как говорится, перпендикулярны.

Методы «понуждения» к сотрудничеству

Методы отстаивания своих национальных интересов, причем во всех сферах, россиянами используются самые разнообразные: от «подключения политического ресурса России», как изящно написано в вышеупомянутом плане, до подключения маргинальных пророссийских партий в Украине, о чем, правда, в «Плане мероприятий… при неподписании…» прямо не написано. От давления на Украину через коммерческие инструменты, авторитет Евросоюза до шантажа выходом из переговоров и демонстративной активизации оных с другими государствами о строительстве завода по производству ядерного топлива. Ну, и само собой, публикация и тиражирование в российских, украинских и других СМИ комментариев политиков и экспертов о том, что в срыве срока подписания контракта между украинским «Энергоатомом» и российским «ТВЭЛом» виновата Украина.

Авторы, а затем и исполнители «Плана..» не гнушались тем, что использовали некорректные приемы. Например, распространяя информацию о том, что эксплуатация топлива производства Westinghouse приведет ко второму Чернобылю. Или запуская «утки» в СМИ, что уже принято решение в секретариате президента Украины о размещении завода для фабрикации ядерного топлива рядом с Белой Церковью, где не так давно были волнения жителей по поводу размещения другого промышленного объекта. В арсенале приемов и организация всевозможных митингов-протестов с использованием украинских граждан.

Обогатиться на обогащении

«Критической точкой для Госкорпорации «Росатом» является 2015 год, когда по оценкам Украиной будет приниматься окончательное решение о дальнейшей работе с американской компанией. Очень важно преодолеть этот год в рамках долгосрочного сотрудничества. Ограничение срока действия контракта 2015 годом будет способствовать созданию комфортных условий для экспансии Westinghouse на рынок ВВЭР. Необходимо учитывать то, что примерно в это же время ожидается выход на проектные мощности (или, как минимум, пуск первых очередей) новых разделительных предприятий в Европе и США. Избыток производственных мощностей, превышение предложения над спросом и отсутствие долгосрочного контракта на комплектные поставки могут привести к тому, что Украина осуществит долгосрочную диверсификацию поставок услуг по изотопному обогащению урана».

Из «Плана мероприятий Госкорпорации «Росатом» по действиям в отношении Украины после
15 июля 2009 года при неподписании долгосрочного контракта на поставку топлива после 2010 года».

В идеале, контракт с ТВЭЛ на поставку ядерного топлива для украинских АЭС надо было бы подписывать НАЭК «Энергоатом» на срок с 2011-го по 2015 год. Первоначально россияне предлагали сроки контракта с 2011-го по 2026 год. По последней информации, был найден компромисс — срок контракта ограничивается 2020 годом. И если сроки контракта останутся такими, то россиян можно будет поздравить с достижением одной из целей.

Для РФ важно преодолеть роковой 2015 год в рамках долгосрочного сотрудничества с Украиной, о чем и записано в разбираемом нами документе. Именно этот год станет тем рубежом, когда в Украине будет принято решение о промышленной эксплуатации тепловыделяющих сборок производства Westinghouse по завершении четырехлетнего срока опытной эксплуатации 42 ТВС и прохождения разрешительных процедур в Госкомитете ядерного регулирования Украины. То есть появится реальный шанс, что Украина получит второго поставщика ядерного топлива для своих АЭС, и будет достигнута поставленная в Энергетической стратегии цель по диверсификации источников поставок.

Дело еще и в том, что к 2015 году должны быть введены в эксплуатацию дополнительные мощности по обогащению урана во Франции и США, и Украина сможет закупать эти услуги на мировом рынке для обогащения добытого отечественного урана, поскольку предложение на эту услугу, как справедливо отмечают авторы российского плана, превысит к тому времени спрос и цена на обогащение может существенно снизиться из-за конкуренции на рынке этих услуг.

До сегодняшнего дня все услуги по обогащению урана закупались НАЭК «Энергоатомом» только в РФ, в том числе и для обогащения урана на коммерческой основе для изготовления 42 ТВС производства Westinghouse, которые уже находятся в Украине. Поэтому неудивительно, что среди целей пресловутого плана и значится «создание условий для невозможности прямых закупок» услуг по изотопному обогащению урана через дочернюю компанию «Росатома» ОАО «Техснабэкспорт». Строго оговорено: поставки Украине только в виде готовых ТВС, т.е. комплектные поставки, и только через ТВЭЛ. Россияне в этот раз не хотят допустить конкуренции собственных компаний на украинском рынке, поскольку «Техснабэкспорт» в свое время выиграл тендер на обогащение украинского урана, необходимого для фабрикации вышеупомянутых ТВС производства Westinghouse. РФ выгодно продавать продукцию более высокого технологического передела, т.е. готовые ТВС через ТВЭЛ.

В этой связи примечательно и то, что, несмотря на все формальные шаги, предпринятые Украиной для присоединения к Международному центру по обогащению урана, решение относительно нее еще не принято, хотя прошло уже почти десять месяцев после соответствующей украинской ноты. Российская сторона кивает на Казахстан — третьего участника МЦОУ. Но есть основания предполагать, что именно по просьбе РФ Казахстан все никак не может «дать добро» на участие Украины в этом проекте.

России очень выгодно «подвешенное» состояние Украины в этом вопросе, чтобы, например, выдвигать условия о закупке всего объема услуг по обогащению урана только у нее с 2011 года и на последующие минимум десять лет.

Но есть нюанс. Поскольку Россия стала инициатором создания МЦОУ и очень гордится, что первая из государств — участниц МАГАТЭ реализует так называемые многосторонние подходы к чувствительным с точки зрения распространения ядерного оружия стадиям ядерно-топливного цикла, предложенные в свое время МАГАТЭ, то будет как-то нехорошо выглядеть в глазах международной общественности, если РФ открыто будет тормозить процесс вхождения Украины в этот проект. Лучше сделать это чужими руками, что после ареста руководителя «Казатомпрома» М.Джакишева оказалось совсем нетрудно, поскольку теперь эту казахстанскую атомную компанию возглавляет человек с родственными связями в российском атомно-промышленном комплексе (В.Школьник приходится тестем В.Живову, руководителю российской компании «Атомредметзолото», который, как пишет пресса, «совершенно случайно», отвечает в «Росатоме» за контакты с «Казатомпромом»).

И нужно ли Украине входить в этот проект, если и его РФ собирается использовать как инструмент давления? Потенциальные партнеры проекта и МАГАТЭ! Внимательно прочитайте следующую цитату из плана:

«4.2. Информирование украинской стороны о бизнес-модели ОАО «МЦОУ»:

— ОАО «МЦОУ» не является коммерческой организацией, предоставляющей услуги по обогащению урана по долгосрочным контрактам;

— ОАО «МЦОУ» — гарант предоставления ЕРР, который не имеет собственных производственных разделительных мощностей, но имеет определенные возможности в рамках выделенных квот на реализацию ежегодных спотовых заказов.

4.3. После присоединения Украины к ОАО «МЦОУ» предоставление ГП НАЭК «Энергоатом» услуг ОАО «МЦОУ» в объеме, который не будет превышать потребности в ЕРР трех украинских энергоблоков, фабрикацию для которых будет осуществлять нероссийский поставщик. Создание для Украины максимально жестких условий приобретения ЕРР в составе ОУП ОАО «МЦОУ» — заблаговременная заявка на получение услуг, мировые цены на услуги по обогащению урана. Прямая поставка ЕРР в составе ОУП в Украину должна осуществляться только через ОАО «МЦОУ» ввиду политического решения о присоединении Украины к данной организации. Прямые поставки ЕРРОУП от ОАО «Техснабэкспорт» в Украину должны рассматриваться как наихудший вариант».

Завод по фабрикации ядерного топлива в Украине — шантаж на голубом глазу

«Раздел 2. Мероприятия, связанные с выходом ОАО «ТВЭЛ» из переговорного процесса.

2.1. После информирования украинской стороны о выходе ОАО «ТВЭЛ» из переговорного процесса до перевода вопроса обеспечения АЭС Украины ядерным топливом в коммерческую плоскость, сосредоточить внимание на переговорах с чешскими партнерами по вопросу размещения «пилотного» регионального завода в Чехии, а также на контактах с другими зарубежными игроками на мировом рынке ядерного топлива с целью создания дополнительных зон давления на Украину.

Риски для Украины: неполучение топлива в 2011 году, отказ от вовлечения украинского урана в производство ТВС до подписания долгосрочного контракта, корректировка срока ввода в эксплуатацию производства ядерного топлива.

Риски для Госкорпорации «Росатом», ОАО «Атомэнергопром» и ОАО «ТВЭЛ»: отсутствие подтвержденного заказа на закупку урана, услуг по обогащению и на фабрикацию, невыполнение КПЭ в части формирования портфеля экспортных заказов на пятилетний период, вероятность расширения присутствия Westinghouse в Украине по политическим мотивам, закупка нероссийского урана и ЕРР минимум для трех энергоблоков.

Варианты создания дополнительных зон давления на Украину во время паузы в переговорах:

2.1.1. Продолжение переговоров с чешскими партнерами по сооружению производства ядерного топлива по российским технологиям в Чехии. Прояснение ситуации о желании и возможностях чешской стороны разместить сборочное производство ТВС по российским технологиям на своей территории. Обсуждение вопроса о возможности оказания давления со стороны Европейского Союза на Украину для принятия ею чешского производства в качестве альтернативного производителя и поставщика ядерного топлива. Проработка вопроса касательно возможности понуждения Украины со стороны ЕС к обязательному проведению тендеров при закупке ядерного топлива.

2.1.2. При возврате российской стороны к переговорному процессу с Украиной по долгосрочному контракту, по согласованию с чешской стороной, информирование Украины о том, что затягивание переговорного процесса с ее стороны привело к окончательному выбору нами Чехии в качестве площадки для размещения «пилотного» завода по производству топлива по российским технологиям. Предлагаем Украине принять этот завод в качестве альтернативного поставщика топлива для украинских АЭС. Обсуждение вопроса закупок Украиной топлива на тендерной основе.

2.1.3. Проведение переговоров с Toshiba/Westinghouse по вопросу о возможности кооперации по фабрикации топлива. Использование сотрудничества ОАО «Атомэнергопром» с Toshiba по организации склада ОУП для начала кооперации с Westinghouse. Использование фактора гарантированного обеспечения Toshiba/Westinghouse российским ОУП для размена на уход американской компании с рынка ядерного топлива Украины.

2.1.4. Проведение встречи с GE по вопросу кооперации в части совместного бизнеса по продвижению ТВС — Квадрат на американский рынок. Использование контактов как угрозу для позиций Westinghouse в США.

2.1.5. Проведение переговоров с Siemens и использование стратегического альянса для выхода на американский рынок с целью оказания давления на Westinghouse.

2.1.6. Рассмотрение возможностей использования сотрудничества с американской компанией USEC по поставкам российских услуг по обогащению урана для давления на Westinghouse».

«План мероприятий Госкорпорации «Росатом» по действиям в отношении Украины после 15 июля 2009 года при неподписании долгосрочного контракта на поставку топлива после 2010 года».

Было время, когда господин В.Константинов, один из руководителей ТВЭЛ, говорил, что Россия только тогда будет строить заводы по фабрикации ядерного топлива на чужой территории, когда парк российских реакторов в мире достигнет цифры 90. А пока что их в мире насчитывается 74. Но вдруг прошлой осенью компания ТВЭЛ публично сформулировала требования к выбору площадки для строительства завода за пределами России.

Площадка выбирается на основании следующих критериев, которым должны соответствовать страны: наличие значительного парка реакторов российского дизайна, приверженность в перспективе российским технологиям, равноудаленность от традиционных российских рынков сбыта продукции ядерного топливного цикла.

Получается, что Украина соответствует первому объявленному критерию (максимальное количество реакторов за пределами РФ). Что касается второго, то, судя по всему, премьер-министр Украины заверила своего российского коллегу в «приверженности в будущем» российским технологиям. Непонятно только, как быть с третьим критерием, поскольку Украина сегодня является центром рынка сбыта продукции российского ядерно-топливного комплекса по объемам и потому не может быть «равноудалена» от традиционных российских рынков по определению.

Для оказания давления на Украину руководство ТВЭЛ в июне—июле стало раздавать интервью СМИ о том, что «по крайней мерепять стран уже высказали заинтересованность в строительстве таких заводов. Мы внимательно смотрим и увязываем окончательное решение с разработанными нами критериями». Среди возможных партнеров назывались такие государства, как Чехия (два энергоблока с реакторами ВВЭР-1000 и четыре с реакторами ВВЭР-440), Словакия (пять блоков с реакторами ВВЭР-440). Под остальными, скорее всего, подразумевались (но не назывались) Венгрия (четыре реактора типа ВВЭР-440), Болгария (два энергоблока с реакторами типа
ВВЭР-1000, строятся еще два аналогичных). Возможно, для круглого числа имелась в виду и Финляндия, которая эксплуатирует два энергоблока типа ВВЭР-440.

Неувязка в том, что в этих странах эксплуатируются преимущественно российские реакторы первого поколения, которые вскоре будут выводиться из эксплуатации. А ТВС для них по конструкции отличается от ТВС для реакторов ВВЭР-1000, которые РФ активно продвигает за рубежом. Что-то не сходится тут с объявленным критерием по количеству энергоблоков российского проекта, особенно последнего поколения. Все эти разговоры об очереди из желающих строить завод — чистой воды блеф и надувание щек.

А вот украинским экспертам представляется, что в стратегическом плане более перспективным для будущего ядерной энергетики в Украине будет строительство завода для фабрикации ядерного топлива в партнерстве с компанией Westinghouse.

Во-первых, эта компания владеет технологией производства топлива для реакторов ВВЭР-1000, что позволит, в случае реализации проекта, обеспечить действующие украинские АЭС топливом собственной фабрикации. За исключением двух энергоблоков — РАЭС-4 и ХАЕС-2, поскольку во времена правительства Януковича были подписаны контракты с ОАО «ТВЭЛ» на поставки ядерного топлива на эти блоки на весь срок их эксплуатации, а это минимум 30 лет. Во-вторых, она является крупнейшим поставщиком ядерного топлива на рынки США и Западной Европы, поскольку владеет технологиями изготовления топлива для всех типов легководяных реакторов: водо-водяных под давлением (тип PWR), кипящих (тип BWR), общее число которых в мире составляет 216. Более того, в перспективных планах многих стран — преимущественное строительство реакторов типа PWR, что значительно увеличит этот сегмент рынка ядерного топлива.

При достижении соответствующих договоренностей можно было бы производить в Украине топливо и для реакторов западного дизайна и выйти вместе с Westinghouse на мировой рынок. Подобное планирует Казахстан, создав совместное предприятие с французской AREVA. По планам, французская компания обеспечит техническую поддержку создания производства топлива на Ульбинском металлургическом комбинате мощностью 1200 тонн урана в год, при этом будет отдельная линия для производства топлива для реакторов французского дизайна в объеме 400 тонн урана в год. А остальные производственные мощности — 800 тонн урана в год — будут использоваться для производства топлива для реакторов другого дизайна.

Впрочем, и в этом вопросе российским планом предусмотрены «профилактические» меры. Но уже по давлению на компанию Westinghouse. Этому посвящено четыре мероприятия. Например, «проведение переговоров с Toshiba/Westinghouse по вопросу о возможности кооперации по фабрикации топлива. Использование сотрудничества ОАО «Атомэнергопром» с Toshiba по организации склада ОУП для начала кооперации с Westinghouse. Использование фактора гарантированного обеспечения Toshiba/Westinghouse российским ОУП для размена на уход американской компании с рынка ядерного топлива Украины». Остальные пункты «Плана…» касаются использования контактов и переговоров с компаниями, в том числе с американскими General Electric, USEC и Simens, «как угрозу для позиций Westinghouse в США».

Сегодняшняя выжидательная позиция Westinghouse относительно сотрудничества в строительстве завода по фабрикации ядерного топлива в Украине может быть объяснена только успешной реализацией упомянутых пунктов российского плана (срок реализации был запланирован на июль—август 2009 года).

Российские угрозы и украинские ответы

 

Ну и, конечно, в арсенале инструментов давления РФ на Украину набор угроз: не поставлять ядерное топливо после 2011 года; создать условия, чтобы в 2010 году в рамках действия старого контракта Украина не смогла сделать резерв свежего топлива для использования его в 2011 году, для чего требовать 100-процентной предоплаты за 150 дней до его отгрузки; отказаться от покупки 200 тонн украинского уранового концентрата в 2009-м и 2010 году, создать «максимально жесткие условия» приобретения ею (Украиной. — О.К.) услуг по обогащению урана в составе «МЦОУ», а именно: «заблаговременная заявка на получение услуг, мировые цены на услуги».

Хочу обратить внимание и на такие перлы, содержащиеся в документе: «…о возможности оказания давления со стороны Европейского Союза на Украину для принятия ею чешского производства в качестве альтернативного производителя и поставщика ядерного топлива». Ну и также «касательно возможности понуждения (!) Украины со стороны ЕС к обязательному проведению тендеров при закупке ядерного топлива».

Интересно, каким образом ЕС будет «понуждать» Украину к проведению тендеров по закупке топлива, если нашим национальным законодательством по закупкам именно для свежего ядерного топлива ввиду его специфичности как товара сделано исключение?

Судя по высказываниям премьер-министра Украины, приведенным в начале статьи, она поддерживает россиян в комплексном увязывании вопроса и готова к тесному сотрудничеству в ядерной отрасли на их условиях.

Президент Украины, однако, увидел в российском условии закупки Украиной всего объема услуг по обогащению урана угрозу монополизации, о чем сказал 5 июня, открывая заседание СНБОУ, посвященное развитию рынка топливно-энергетических ресурсов в рамках реализации Энергетической стратегии Украины. Указ президента, которым введено в действие решение СНБО, увидел свет только 27 августа. Такая медлительность труднообъяснима в свете идущих все это время непростых и важных с точки зрения будущего развития отечественной ядерной энергетики переговоров.

В решении СНБО четко сформулировано, что при составлении контрактов на поставки ядерного топлива необходимо «избегать принятия условий, которые ограничивают возможности Украины в диверсификации источников поставок ядерного топлива и монополизируют отдельные услуги ядерно-топливного цикла». Появилось и нечто новое. Правительству поручено до конца 2009 года «отработать с учетом имеющихся предложений вопрос создания на конкурсной основе предприятия по производству ядерного топлива». Раньше о конкурсе речь не шла, говорили только о выборе партнера.

Ну и совсем уж удивительным выглядит в этом решении поручение правительству: «Разработать в месячный срок (!) проект межправительственного соглашения с Правительством РФ относительно развития сотрудничества в отрасли разведки, добычи и переработки урановых руд, направленного на обеспечение в среднесрочной перспективе добычи урана для полного покрытия потребностей ядерной энергетики Украины в урановом сырье».

Что вдруг, как говорят в Одессе? Как это поручение сочетается с опасениями президента относительно монополизации Россией отдельных стадий ядерно-топливного цикла, наверно, известно только тем, кто готовил текст указа. Почему договор надо подписывать именно с Россией, а не с Казахстаном, Канадой, Австралией, наконец, являющимися мировыми лидерами в добыче и переработке урана и создающими совместные предприятия по всему миру?

А до всего этого, дорогие читатели, увидел свет указ президента от 11 февраля 2009 года, где черным по белому было написано:
«...несмотря на успешно проведенные переговоры под руководством главы государства с американской стороной и подписание контрактов с компанией Westinghouse на поставки ядерного топлива на три атомные станции, начиная с 2011 года…» То есть наш уважаемый президент расписался в том, что он вторгся в компетенцию правительства Украины и вел переговоры от имени хозяйствующего субъекта НАЭК «Энергоатом»? Ну что тут скажешь…

А теперь представьте, как при такой, мягко говоря, неразберихе, царящей в высших эшелонах украинской власти, хозяйствующий субъект, а именно — государственное предприятие НАЭК «Энергоатом», может адекватно вести изнурительные переговоры с российскими партнерами, известными своей искусностью и изощренностью, к тому же имеющими утвержденный план «принуждения»? И добиваться при этом защиты национальных интересов Украины?

P.S. В 2003 году президент Украины Леонид Кучма подарил на день рождения президенту РФ Владимиру Путину каминные часы, на которых была надпись с цитатой И.Канта: «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас».

До сих пор мучаюсь вопросом: что имел в виду Леонид Данилович? Пытался наставить молодого коллегу на путь истинный, чтобы тот ориентировался на нравственные законы и помнил о вечном? Увы, не в коня корм, как говорится. Сопоставьте приведенные в эпиграфе слова российского премьера о «взаимоприемлемости» подходов и ответственности за «сохранение капитала сотрудничества» с сутью «Плана мероприятий… при неподписании…»